«СТРЕЛЯЙТЕ В НАС, А МОНАСТЫРЬ ВЫСЕЛЯТЬ НЕ ПОЗВОЛИМ»

Понедельник, 22.03.2021 20:13

100 лет

В 2021 году исполняется 100 лет со дня закрытия Челябинского Одигитриевского монастыря.

 

Сто лет назад в январе 1921г. монастыре был создан церковно-приходской совет по предотвращению закрытия монастыря общей численностью три сотни человек, который возглавил известный в городе педагог Николай Орлов. Позднее челябинские чекисты так описывали деятельность верующих, направленную против закрытия обители: «В конце января и в начале февраля были созваны два собрания верующих, собравших каждый раз до 2-3 тысяч человек, где они призывали прихожан не допускать выселения монахинь. На собраниях велась антисоветская агитация, говорилось, что коммунисты насилуют церковь и верующих. Священник Неаполитанов, ярый монархист, призывал верующих лучше умереть, чем допустить выселение монахинь. Чеботарёв, член городского совета, заявлял, что он как выборный в совет от 14-ти тысяч красноармейцев в случае выселения монахинь выведет на улицу красноармейцев местного гарнизона. Некий Даренских Иван, казак Сосновской станицы, телефонист Терполка, говорил, что он приведет пулемётную команду и даже весь Терполк, но не допустит выселения».
22 марта 1921г. власти попытались выселить монахинь силами милиции, но верующие устроили стихийный митинг, требуя отменить беззаконное решение. Собравшись у монастырской ограды, протестующие заявили: «Стреляйте в нас, а выселять не дадим!». Встретив сопротивление, советская власть отступила. Но от своих недобрых планов коммунисты отказываться вовсе не собирались.

Под покровом ночи 22 марта арестовали 43 мужественных защитников обители во главе с Орловым. Та же участь постигла и монахинь: 240 насельниц монастыря обвязали арканом, чтобы не разбежались, и тащили по темным челябинским улицам. Кого-то поместили в тюрьму, кого-то – в концлагерь.
23 марта 1921г. президиум Челябинского губисполкома принял постановление о закрытии Одигитриевского женского монастыря.

Людям, недовольным закрытием монастыря, губисполком запретил под страхом расстрела устраивать «всякие сборища и собрания для обсуждения данного вопроса». Угроза была вполне реальной: председателя Церковно-приходского совета по предотвращению закрытия монастыря Орлова, престарелого протоиерея Дмитрий Неаполитанова и некоторых других защитников в том же году казнили.

К 100–ЛЕТИЮ ЗАКРЫТИЯ ОДИГИТРИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ: хроника событий

Суббота, 20.03.2021 20:02

В 2021 году исполняется 100 лет со дня закрытия Челябинского Одигитриевского монастыря. Предлагаем Вашему вниманию хронологию событий предшествующих закрытию обители и ее полного разрушения.

5 ноября 1919г.

В Челябинске состоялось заседание ликвидационной комиссии по делам Одигитриевского женского монастыря «о выяснении количества имущества в монастыре». Внимание советской власти привлекли огромное монастырское хозяйство и архитектурный ансамбль в центре города. Новая власть решила, что занимаемые монахинями помещения слишком велики, а потому в одном из домов монастыря предложено разместить детский приют.

14 ноября 1919г.

Заведующая хозяйственной частью монастыря монахиня Валерия (Севастьянова) обращается к Челябинскому епархиальному совету с письмом, в котором просит ходатайствовать перед властью о прекращении дальнейшего уплотнения общины и оставлением за нею того корпуса, который предназначен для размещения в нем тюрьмы.

В письме монахиня Валерия указывает, что Челябинская Одигитриевская женская община, численностью 365 человек, занимается преимущественно хлебопашеством, избегая эксплуатации чужого труда. Насельницы монастыря все полевые и хозяйственные работы исполняют своими собственными силами. В свободное же от полевых работ время некоторые из членов занимаются следующими работами: живописью, шитьем золотом и шелками, шитьем одежды, белья и стежкою одеял. В настоящее время все указанные работы исполняются для Красной армии, для которой, кроме того, также несет свой труд и монастырская пекарня, выпекая ежедневно, безвозмездно до 13 пудов (~ 213 кг.) хлеба.

16 ноября 1919г.

Епархиальный совет выступил в защиту обители. В письме председателю губревкома указывается, что «Челябинский монастырь резко и приятно выделяется из среды других монастырей примерным поведением обитательниц общины, выдающимся трудолюбием, образцовым ведением полеводства, пчеловодства, птицеводства, садоводства и огородничества и образцовой постановкой разного рода мастерских… Обитательницы этой общины всегда помогали нуждающимся, давая в общине приют и пропитание бесприютным старухам, калекам и бесприютным сиротам, происходящим почти исключительно из среды крестьян и казачек».

25 декабря 1919г.

Игумения Анастасия просит власти «оставить имущество монахиням, поскольку источником для сооружения храмов и приобретения богослужебного имущества служит труд насельниц обители, монастырь пособий от государства никогда не получал и готов принять все налоги, какие будут на него возложены».

17 января 1920г.

Заведующая хозяйственной частью монастыря монахиня Валерия (Севастьянова) в письме о составе насельников монастыря сообщает, что в монастыре живут 352 насельницы. Из них 72 человека в данный момент болеют. При этом сестры ежедневно выпекали 35 пудов (~537 кг.) хлеба для двух лазаретов (для 1123 человек), Военного ведомства (для 63 человек) и Красного Креста (для 24 человека). Остальные сестры активно занимались «изготовлением белья в чрезвычайную комиссию по борьбе с тифом»

28 января 1921г.

Вышло распоряжение Челябинского губисполкома о полном выселении монахинь и послушниц из занимаемых ими зданий Челябинского женского монастыря.

Это постановление вызвало серьезное противодействие населения города. При монастыре создается церковно-приходской совет, по инициативе которого в конце января и в начале февраля были созваны два собрания верующих, собиравших каждый раз до 2–3 тысяч человек. На собраниях призывали прихожан не допускать выселения монахинь. «Член городского совета Чеботарёв заявлял, что в случае выселения монахинь выведет на улицу 14 тысяч красноармейцев. Казак Даренских Иван говорил, что он приведет пулеметную команду и весь терполк, но не допустит выселения».

22 марта 1921г.

Власти попытались выселить монахинь силами милиции. Однако этому воспрепятствовали собравшиеся верующие. Из сообщения в сводке ЧК об этом: «22-го марта днем с помощью милиции было приступлено к очищению монастырских помещений. У ограды монастыря собралась большая толпа, которая неистово кричала, требуя отмены выселения монахинь, другие кричали: «Стреляйте в нас, а выселять не дадим!»».

В ночь с 22 на 23 марта 1921г.

По данным уральского краеведа Н.М.Чернавского записанным на экземпляре книги Раисы Будриной о монастыре (книга хранится в фондах Челябинского областного краеведческого музея) арест был совершён ночью 22 марта: «…в 1921 году 22 марта ночью… монастырь в составе 240 человек был арестован и препровожден в военный лагерь, и в тюрьму во главе с игуменьей, мирских до 100 человек посажено, сидели долго — до 6 месяцев». Дальнейшая судьба арестованных сестер неизвестна…

Сохранились воспоминания очевидцев событий, которые утверждают, что более двухсот монахинь чекисты обвязали арканом и так на веревке провели по улицам ночного Челябинска, чтобы не разбежались.

По сообщению чекистов в ночь с 22 на 23 марта были проведены аресты председателя церковно-приходского совета Орлова и других 42-х человек защищавших обитель. В ночь с 23-го на 24-е марта были проведены обыски в монастыре и аресты монахинь, наиболее активные из монахинь отправлены в тюрьму, а остальные – в концентрационный лагерь.

23 марта 1921г.

Президиум Челябинского губисполкома принял постановление о закрытии Одигитриевского женского монастыря.

«Дабы пресечь в дальнейшем всякую возможность организации контрреволюции вокруг означенного монастыря, Президиум губисполкома постановил монастырь закрыть, оставшихся монахинь, как принимавших участие в сопротивлении выселению и способствовавших контрреволюционной организации, заключить временно в концентрационный лагерь, престарелых монахинь поместить в дом призрения»

Людям, недовольным закрытием монастыря, губисполком запретил под страхом расстрела устраивать «всякие сборища и собрания для обсуждения данного вопроса». Угроза была вполне реальной: председателя Церковно-приходского совета по предотвращению закрытия монастыря Орлова, престарелого протоиерея Дмитрий Неаполитанова и некоторых других защитников в том же году казнили.

16 августа 1922г.

После закрытия монастыря многие сестры остались в Челябинске. Выйдя на свободу, игумения Анастасия (Щапова) с частью монахинь попыталась зарегистрировать собственную религиозную группу. 16 августа 1922г. в соответствии с действующим законодательством они получили в свое пользование Вознесенскую церковь бывшей обители.

26 сентября 1922г.

Власти передали ее в пользование обновленцам – группе «Живая церковь». В постановлении губисполкома по этому вопросу говорилось: «Ввиду того, что монастырский храм уже сдан по договору группе верующих, состоящих исключительно из бывших монашек, и что заключение договора с такой группой произошло по недоразумению, обязать уполномоченного горуездного исполкома т. Подкорытова возбудить в судебных учреждениях ходатайство о расторжении означенного договора, после чего монастырский храм передать епархиальному комитету группы “Живая церковь”»

3 ноября 1922г.

Была закрыта Никольская церковь на монастырской заимке, расположенной в современном Ленинском районе.

4 декабря 1926г.

ВЦИК по представлению Уральского областного исполкома вынес окончательное решение о закрытии Вознесенской церкви монастыря. Тогда же были проведены «работы по снятию купо­лов, крестов и всех прочих предметов культа с Вознесенской церкви».

16 июня 1927г.

ВЦИК принял решение о закрытии Одигитриевской церкви. К тому времени первый этаж храма был преобразован под жилое помещение для священнослужителей, а сама церковь в течение последних 3-х лет не использовалась для богослужений.

1927г.

В 1927 г. началась перестройка и переоборудование Вознесенского храма в «Дом съездов» с залом заседаний, рассчитанным на 700–800 человек. Предполагалось, что квартал, который еще совсем недавно занимал Одигитриевский женский монастырь и Челябинское духовное училище, станет административным центром Челябинска и здесь разместятся органы советской власти.

1930г.

К началу 1930-х годов от Одигитриевского женского монастыря не осталось и следа. Его храмы и прочие постройки разобрали на кирпичи.

1938г.

С 1938 г. на месте Одигитриевского женского монастыря стоит гостиница «Южный Урал» (пр. Ленина, д. 52), жилые и административные здания.

Единственным уцелевшим зданием монастыря осталась Никольская церковь на монастырской заимке (ныне Ленинский район г. Челябинска, ул. Энергетиков, 21А).

Сентябрь 1996г.

Храм в честь святителя Николая расположенный на бывшей монастырской заимке, перестроенный в здание конторы ОПХ «Садовое» был передан Челябинской епархии. Священники Челябинской епархии принимали единственное уцелевшее от Одигитриевского монастыря здание. Принимали в запущенном виде, изуродованным от многочисленных перестроек, без воды и отопления, с обрубленной электропроводкой, выбитыми окнами и сгнившими полами.

6 ноября 1999г.

В перестроенном виде Храм в честь святителя Николая был освящен 6 ноября 1999 года в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

22 октября 2015г.

Священный Синод принял решение об открытии Одигитриевского женского монастыря в городе Челябинске на месте монастырской Никольской заимки (ныне Ленинский район г. Челябинска, ул. Энергетиков, 21А).

* * * * *

Конечно, это не полный перечень событий. Будем благодарны любой информации о нашем монастыре. Вы можете отправить её нам по электронной почте monastery74@yandex.ru

Среда, 17.03.2021 19:52

Приезд Влыдки

День тезоименитства Матушки

Суббота, 06.02.2021 20:56

именины матушкиДорогая наша Матушка!
Сердечно поздравляем Вас с днем тезоименитства!

Господь доверил Вам особое служение: быть строительницей и основательницей нашего монастыря. Сейчас Вы закладываете фундамент не только монастырского комплекса, но и в наших душах закладываете прочное основание монашеской жизни.

Молитвенно просим у Господа и Пречистой Его Матери, чтобы наш монастырь наполнился боголюбивыми сестрами. Чтобы Господь послал Вам еще помощников, соработников и единомышленников, для совместных трудов ради Господа.

Вам же желаем всесильной помощи Божией и доброго здравия на многая лета!

С Богоявлением!

Вторник, 19.01.2021 18:53

Богоявление— Бог явился!
— Воистину явился!
Это Богоявленское приветствие, принятое в Сербии на Крещение Господне.

«На Иордане Господь явился как Троица во Единице, как Отец, Сын и Святой Дух. Отец явился гласом благим – чтобы все отцы благим гласом являли своим детям любовь и мудрость. Сын явился Человеком, чтобы все люди были настоящими людьми и детьми, послушными родителям. Дух Святой явился в виде голубя, чтобы все люди были чистыми и кроткими как голубь, ибо только такой дух, как голубь, может объединить людей, в то время как всякий другой разъединяет.»

Святитель Николай Сербский.

С Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

Четверг, 07.01.2021 13:40

Эта икона Рождества Христова была написана сестрами Одигитриевского монастыря в 2015г.

Чтобы икона была наиболее приближена к оригиналу XVв. сестры использовали, для наглядного примера, фрагменты иконы ученика Андрея Рублева из музейных иконописных фондов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.


 

При написании иконы была выбрана иконографическая схема, сформировавшейся в московском искусстве начала XV века на основе византийских образцов. Его отличительной особенностью является двукратное изображение ангелов — они не только благовествуют пастухам, но и поклоняются пришедшему в мир Спасителю. В центре композиции на фоне Вифлеемской пещеры на вытянутом по диагонали ярко-красном ложе помещена изящная фигура Богоматери. За Ней в темной пещере изображены ясли с Младенцем «умалившим Себя человек ради» и склонившиеся к Нему вол и осел. Возле пещеры стоят поклоняющиеся Младенцу ангелы и пастухи. Изображения двух пастухов, людей, «очищенных уединением и тишиною», помещены здесь согласно евангельскому рассказу. В левом верхнем углу иконы представлены три скачущих на конях волхва. Увидев «вифлеемскую звезду», появившуюся в ночь рождения Христа, они «возрадовались радостью весьма великой» и пришли из дальних стран поклониться Младенцу» и принести ему дары: золото, ладан и смирну». В низу слева изображены Иосиф, размышляющий о чудесном рождении Спасителя, и стоящий перед ним старец-пастух. Справа от них две служанки готовятся купать Младенца. Традиционные сцены омовения Младенца и сидящего на камне Иосифа представляют мир земной, но и он полон гармонии и покоя. Благоговейно склоненные фигуры служанки, льющей воду, и старца, пришедшего к Иосифу, замыкают композицию, придавая им характер священного ритуала. Сомнения Иосифа в чудесном рождении сына снимаются символической сценой омовения, понимаемой в средневековье как знак чистоты духовной. Все вместе они образуют стройный хор, словно наполняющий икону светлой Рождественской музыкой и пением.

Продолжая традиции дореволюционного Челябинского Одигитриевского монастыря, сестры возрождают иконописную мастерскую. Иконы пишутся по канонам и правилам, характерным для школы преподобного Андрея Рублева (XIV-XVвв.)

Сегодня престольный праздник нашего монастыря

Пятница, 06.11.2020 14:19

Мы прославляем Пресвятую Богородицу в честь Ея чудотворного образа «Всех скорбящих Радость». Пречистая Владычица принимает самое живое участие в нашей судьбе, Ей известны все наши страдания и боли, и мы просим, чтобы Она вместе с Господом спасала нас от греха, от скорбей, от болезней, от всего того, что приносит страдание нам в земной жизни и препятствует на пути к вечности.

Пусть наше верующее и знающее великую силу ходатайства Матери Божией сердце всегда будет у ног Божией Матери со своими воздыханиями, нуждами, скорбями, с глубоким покаянием во всех испытаниях и в минуты плача о грехах.

И Она, Радость всех скорбящих, наша Небесная Мать, простирая Свой державный Покров, заступит, спасет и помилует всех нас.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

История Челябинского Одигитриевского монастыря неразрывно связана с духовным наследием преподобного Зосимы (Верховкого), память которого совершается сегодня, в престольный праздник нашей обители

Пятница, 06.11.2020 08:30

По установившейся традиции, вместе с официальным утверждением в начале 1854 года Одигитриевской общины в городе Челябинске ей сразу же были даны и Правила, которые просил у Священного Синода для новообразованной общины Преосвященный Иосиф, епископ Оренбургский и Уфимский. Это были Правила Одигитриевской пустынной Общины (Зосимова пустынь, г. Москва), составленные монахом Зосимой (Верховским).

Издревле жизнь монашеская в общежитиях руководствовалась особыми правилами, которые не просто ее регламентировали ради порядка и внешней благопристойности, но способствовали достижению одной главной цели – спасению душ монашествующих.

Полный свод правил, подписанный владыкой Иосифом, был передан настоятельнице Челябинской Одигитриевской общины Анне Полежаевой, и именно на этом фундаменте утверждалась монашеская жизнь сестер Челябинского Одигитриевского монастыря.

Избранные правила для Троицкого Одигитриевского женского общежития, составленные монахом Зосимой (Верховским).

Продолжить чтение

Режим работы библиотеки

Понедельник, 05.10.2020 13:51

библиотека

Старцы о пользе чтения. 7 цитат.
Продолжить чтение

C рождеством Пресвятой Богородицы!

Понедельник, 21.09.2020 15:33

С праздником Рождества Пречистой, Преблагословенной Славной Богородицы и Приснодевы Марии.

С праздником, которым Церковь призывает нас к духовному рождению!

Рождество Пресвятой Богородицы