Игуменья Рафаила. Благоукрашение монастыря.


Третьей игуменьей Челябинского Одигитриевского женского монастыря, сразу после смерти игуменьи Лидии, стала 48-летняя монахиня, игумения Рафаила. Игумения РафаилаОна была послушницей монастыря с самого его основания. В миру Ксения Яковлевна Бабушкина была ближайшей родственницей основательницы монастыря игуменьи Агнии. Родилась она в 1831 году и с 15 лет проходила послушание в монастыре: пела на клиросе, обучалась рукоделию, искусно вышивала бисером.

 

Сохранился отчет о ее жизни в «Послужных списках настоятельниц, монахинь, указных послушниц и послушниц Челябинского женского Одигитриевского монастыря» за 1915 год:

«Игуменья Рафаила 84-х лет (на 1915 г. – от автора). Грамоте обучалась дома. Крестьянская девица Ксения Яковлевна Бабушкина пострижена 25 августа 1871 года в г. Челябинске. Исполняла разные послушания при монастыре и на хуторе. Находилась по сбору с кружками. Состояла экономкою на хуторе. Назначена на должность Настоятельницы монастыря. 29 марта 1880 года возведена в сан игуменьи». В документе перечислены многочисленные награды матушки Рафаилы: «1888 г., 7 апреля – награждена наперсным Крестом; имеет медаль в память царствования Императора Александра III (1894 г.); 28 марта 1897 года награждена Архипастырским благословением с грамотою за труды и попечения о монастырском училище; в 1898 г. – от сестер обители награждена наперсным золотым Крестом с украшениями за 18-летнее служение обители; 1904 г., 26 сентября – награждена Архипастырским благословением за полезно-усердные труды по благоустройству обители. За безвозмездную помощь раненым больным воинам в течение Русско-японской войны Ея Императорское Величество Государыня Императрица Мария Федоровна пожаловала Игуменью Рафаилу рескриптом 26 июля 1904 г. и знаком отличия Красного Креста 2-ой степени; 1905, 20 сентября – награждена грамотою в благословение Святейшего Синода за труды по управлению обителью; 1907 г., 6 мая – награждена наперсным крестом из кабинета Его Величества». В характеристике игуменьи Рафаилы указано: «достойная старица матушка Игумения Рафаила неотступно посещает Храм Божий» [1, л. 14].

Из этого небольшого перечня наград видно сколь разнообразны и многосторонни были труды игуменьи Рафаилы: «Она с первого года в новом своем звании неослабно прилагала к трудам труды: устроила каменную ограду кругом монастыря, с юго-восточной же стороны с каменными службами; два деревянных флигеля: 1-ый – для стариц, 2-ой – для больных сестер. Сделала перестройку причтовых домов» [3, с. 23].

В своих воспоминаниях о игуменье Рафаиле послушница монастыря Раиса Будрина пишет, что, заботясь об устройстве необходимых зданий для монастыря, игуменья Рафаила, в то же время, старалась устроить в монастыре разные мастерские и рукоделия. В этом отношении ее первая забота была – научить сестер живописи, что и было достигнуто в скором времени. Для этой цели был построен двухэтажный дом – флигель, в верхнем этаже которого и помещалась живописная мастерская.

В дальнейшем мастерство написания икон постепенно совершенствовалось, вырабатывался свой стиль письма. Иконы, написанные в монастыре, пользовались большим спросом. В наше время сохранились некоторые из них: в Курганском художественном музее, в Челябинском областном краеведческом музее, в коллекциях частных лиц. Как считают сотрудники музеев, для челябинских монастырских икон характерен правильный рисунок, выразительная монументальность образов.

В Курганском художественном музее на обороте одной из икон «Святые Иоаким и Анна» сотрудницей Курганского музея Г.В. Максимовой обнаружена едва заметная надпись: «Иждивением … Шадрина написана в Челяб. Монастыре». На другой иконе – «Собор Архистратига Михаила» – также читается надпись: «Иждивением Алексея и Никиты Горбунова написана в Челяб. Монастыре, 1893 г.» [5, с. 47]. Эти иконы в свое время находились в церкви с. Костылево и были заказаны для нее прихожанами в Одигитриевском монастыре г. Челябинска. Еще об одной иконе – «Св. целителей Пантелеимона, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна» – Г.В. Максимова пишет: «нежные лики написаны тщательно, лессированными мазками, подробно проработаны волосы, складки одежды, кисти пояса, орнамент на кайме, застежка-фибула у Иоанна». Четвертая икона, написанная монахинями Челябинского Одигитриевского монастыря, была передана из Курганского музея в храм села Житниково, а еще близкая им стилистически пятая икона находится в Александро-Невском соборе г. Кургана.

В Челябинске находится в частной коллекции икона Св. Василия Великого, написанная монахинями Челябинского Одигитриевского монастыря. В фондах Челябинского областного краеведческого музея хранится небольшая круглая икона «Воскресение Христово», выполненная на ткани. На обороте иконы сотрудница музея Е.М. Есикова прочитала надпись: «Челяб. Одигитр. Монастырь. 1918 г.».

Все эти иконы индивидуальны, но имеют общие стилистические черты, определенный налет времени и моды. Сейчас этих икон сохранилось не много, а во времена расцвета монастыря ими снабжались все окрестные епархии Урала.

«В 1886 году заложен был новый обширный храм во имя Вознесения Господня. В 1890 году храм был освящен и открыт к богослужению» [5, с. 24]. Кроме того, вместо старого неудобного дома, в котором помещалось училище, при игуменье Рафаиле было выстроено новое двухэтажное полукаменное здание за оградой монастыря, в котором, затем, разместилась церковно-приходская школа. «Но труды матери игуменьи этим не ограничились: она выстраивает 2 двухэтажных флигеля, в которых разместились мастерские: золотошвейная, белошвейная, переплетная и другие. И, кроме того, было построено еще одно деревянное одноэтажное здание для просфорного цеха (приложение 13)» [3, с. 37]. Монахини пекли просфоры не только для церквей монастыря, но и на заказ – для других храмов города [2, л. 8 – 15]. Кроме того, была возведена каменная ограда вокруг монастыря, проведен водопровод на хутор; приобретено три земельных участка [6, с. 537].

Благосостояние монастыря при игуменье Рафаиле росло: были куплены новые участки земли – более тысячи десятин, был устроен водопровод в 1899 году, посредством присоединения ветки к железнодорожному водопроводу на расстоянии 75 сажен.

Главное же в деятельности игуменьи Рафаилы заключалось в благоустройстве храмов обители и создания благолепия в них. Будучи сама причастна к церковному искусству, она стремилась к благоукрашению церквей иконами и святынями, дабы создать молитвенное настроение во время богослужений. «В 1881 году, по ее ходатайству, принесена с Афона чудотворная икона Иверской Божьей Матери и торжественно встречена обителью и городом. Святыня эта глубоко чтилась не только обителью, но и гражданами.

В 1902 году, по ходатайству игуменьи Рафаилы (через посредство делопроизводительницы монастыря рясофорной послушницы Раисы Будриной), Высокопреосвященный Феогност, митрополит Киевский и Галицкий, осчастливил обитель даром святых мощей: святителя Симона и мученика Кукши, которые и были торжественно встречены обителью 9 июля означенного года.

Жители города Челябинска Колбины и Агровы сделали заказ в монастырской живописной написать 4 иконы громадного размера для украшения Вознесенского храма. И вот, благодаря отзывчивости благотворителей, благолепие храма с каждым годом увеличивалось. В 1902 году благотворителем В.А. Жидковым Вознесенский храм внутри окрашен масляною краскою, что доставило немалое удовольствие матери-игуменье с сестрами.

В 1903 году по ходатайству игуменьи Рафаилы и с помощью благотворителей из Киево-Печерской Лавры доставлена точная копия чудотворной иконы Успения Божьей Матери, что в Великой церкви. Икона в Челябинском монастыре, также как и в Лавре, была вложена в золоченый круг с сиянием и с рельефными изображениями: вверху Бога Отца и Святого Духа, а по сторонам 2-х ангелов, которые поддерживают икону. Она так же, как в Лавре, была установлена вверху царских врат и спускалась вниз на шелковых шнурах для целования молящимся. С 1902 года на 15 августа служба Успению Божьей Матери совершается по уставу Лавры, особенно со времени помещения иконы Успения Божьей Матери над царскими вратами. Умилительно трогательна была минута, когда икона Божьей Матери в первый раз во время всенощного богослужения медленно начала спускаться: казалось Сама Матерь Божия сходит с неба к предстоящим во храме, чтобы разделить с ними совершаемое Ей торжество. Не устояли сестры, двинулись с своих мест, как бы навстречу Владычице, каждая с зажженною свечой. Перед этой иконой «Успения Божьей Матери» с благословения архипастыря еженедельно в среду положено чтение акафиста» [4, с. 47-48].

Несмотря на преклонность лет, игуменья Рафаила всегда выглядела бодрой и здоровой, и сама управляла всеми монастырскими делами. Но всякий человек подвержен немощи. Последняя запись о ней в «Послужном списке» 1915 года гласит: «уволена от должности настоятельницы по прошению (1907 г., 26 ноября)» [1], а по другим сведениям «указом Священного Синода от 29 мая 1908 года настоятельница Челябинского Одигитриевского монастыря игуменья Рафаила, согласно прошению, была уволена от занимаемой должности и удалилась на покой. По сведениям Н.М. Чернавского, матушка Рафаила умерла 25 июня 1920 года» [5, с. 45].

С уверенностью можно сказать, что годы правления игуменьи Рафаилы были годами расцвета и благоденствия Одигитриевского женского монастыря в Челябинске.

 Список литературы

  1. ГАОО (Государственный архив Оренбургской области). Ф. 173. Оп. 6. Д. 11060. Послужные списки настоятельницы, монахинь, указных послушниц и послушниц Челябинского Одигитриевского женского монастыря за 1915 год.
  1. ОГАЧО. Ф. И-71. Оп. 1. Д.1. Челябинская Казанско-Богородицкая церковь. Книга для записи расходов за 1899 – 1901 гг.
  1. Будрина, Р. Челябинский Одигитриевский женский монастырь. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1904.
  1. Будрина, Р. Челябинский Одигитриевский женский монастырь. / С комментариями ред. // Симеоновская горка. Духовно-краеведческий журнал. – 2000. – №2.
  1. Лицом к свету. Очерк истории Одигитриевского женского монастыря города Челябинска. / Сост. Т.О. Воронова. – Челябинск: ООО «НБС», 2005.
  1. Прыкина Н. А. Рафаила // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск, 2008. Т. 5. С. 537