Игумения Анастасия. Последняя настоятельница дореволюционного монастыря.


Имя игуменьи Анастасии связано с горестными событиями закрытия и уничтожения Челябинского Одигитриевского женского монастыря. Игумения АнастасияОна была последней настоятельницей Одигитриевской обители, назначенная на эту должность указом Св. Синода 29 мая 1908 года, после ухода на покой игуменьи Рафаилы.

 

Известно, что она была преподавательницей Челябинского Духовного училища, открытого еще первой игуменьей-основательницей монастыря Агнией и священником о. Иоанном Днепровским (1825-1898 гг.). Училище начиналось с монастырской школы, которая была самой первой школой в городе Челябинске. Называлась она школой грамоты, существовавшей при Одигитриевском монастыре еще с 1861 года, благодаря заботам игуменьи Агнии. В 1894 году школа грамоты была преобразована в церковно-приходскую школу, а ее попечительницей назначена настоятельница монастыря игуменья Рафаила. Новое двухэтажное каменное здание школы, построенное в 1894 году, находилось на углу улицы Большой и Южного бульвара (ныне улица Цвиллинга и проспект Ленина).

Вот в этой-то школе и начинала преподавать будущая игуменья Анастасия, неся свое послушание в монастыре, как учительница детей. Об этом пишет в своей книге Раиса Будрина:

«В настоящее время школьное занятие ведется священнослужителями монастырской церкви и послушницами монастыря, из коих одна рясофорная послушница Анна Григорьевна Щапова (будущая игуменья Анастасия) учительствует с 1878 года и примерно ведет школьное дело. Все они занимаются в школе безвозмездно. Учащихся помещается 60 человек, каковое количество и бывает каждогодно. Школа исключительно содержится монастырем»     [6, с. 47].

Посетив монастырь в 1905 году, преосвященный Иоаким, епископ Оренбургский и Уральский, отметил в своем отчете: «задавал вопросы девочкам – ученицам школы при монастыре – по Закону Божиему. Девочки хорошо отвечали. Слушал пение девочек – также хорошее» [2].

Научаясь воспитанию девочек в школе, будущая игуменья готовилась Господом к новому послушанию – настоятельству в монастыре. Послужной список ее гласит: «Казачья девица Анна Григорьевна Щапова пострижена 27 августа 1905 г. в г. Челябинске с именем Анастасия Преосвященным Иоакимом Оренбургским и Уральским. С 11 лет воспитывалась в монастыре, с 19-ти лет состояла в должности учительницы монастырской церковно-приходской школы. За усердное преподавание объявлена благодарность от Епархиального начальства (1881 г.). За труды по обучению детей получена благодарность от Епархиального начальства (1884 г.). Награждена грамотой от Епархиального начальства (1895 г.). За отлично-усердную службу учительницы награждена грамотою в благословение от Святейшего Синода (19 октября 1906 г.). Утверждена в должности Настоятельницы монастыря (1907 г.). 28 июля 1908 года возведена в сан Игуменьи. За отлично-усердную службу учительницы награждена грамотою в благословение от Святейшего Синода (26 сентября 1908 года). Награждена наперсным Крестом (6 мая 1910 года)» [1, л. 12].

Монастырь новая игуменья приняла с большими земельными угодьями. К началу ХХ века Одигитриевский женский монастырь в Челябинске имел   крупное хозяйство. Площадь, занимаемая монастырем, составляла 3600 кв. саж. Пахотной земли было 910 десятин, из них 350 десятин сдавалось в аренду крестьянам Басовым. Луговой земли было 44 десятины, лесных угодий – 317 десятин. При монастыре были фруктовый сад, пасека и молочная ферма. Доходы монастыря составляли 65617 р. в год. Монастырь содержал приют, в котором жило 25 человек. Насельниц монастыря к тому времени было 355 человек. Монастырь имел за собой два хутора: Алексеевский, расположенный в 60 верстах от города и Никольский, недалеко от озера Смолино. Кроме того, был еще и земельный участок Азбай, находящийся за городом.

Все это вскоре было конфисковано у монастыря, а сам он упразднен и разрушен. Игуменье Анастасии выпала нелегкая доля быть настоятельницей монастыря в годы революции и гражданской войны, когда с самого начала своего существования советская власть вела деятельность, направленную на беспощадное уничтожение обители.

Вскоре после освобождения Челябинска от колчаковских войск и восстановления советской власти в городе, в 1919 году на заседании ревкома был поднят вопрос о существовании монастыря. Пытаясь сохранить свое положение, монахини обратились в отдел юстиции с прошением зарегистрировать монастырь в качестве трудовой демократической артели и сохранить за ним право владения монастырскими церквями. В прошении сообщалось: «Челябинский Одигитриевский женский монастырь просит отдел юстиции оставить храмы и богослужебное имущество за ним для исполнения своих религиозных целей, принимая на себя все государственные налоги, какие будут на него возложены. Монастырь полагает, что заявление его будет уважено, т. к. источником для сооружения храмов и приобретения богослужебного имущества служит труд насельниц монастыря, и монастырь на постройку храмов и приобретения имущества никаких пособий от государства не получал. Председательница Совета И. Анастасия и 16 подписей членов Совета монастыря» [8, с. 88].

Но новая власть не нуждалась в храмах, а жилые помещения вскоре стали передаваться под приюты, дома ребенка и др. (уже 12 ноября 1920 года вышло распоряжение Челябинского губисполкома «отвести 50% монастырский помещений под приюты и др., уплотнив монахинь»). А 24 марта 1921 года газета «Советская правда» опубликовала постановление о закрытии монастыря («Постановление Президиума Челябинского губисполкома. 23 марта 1921 года № 351а г. Челябинск).

Сохранилась запись от руки уральского краеведа Н. М. Чернавского, сделанная им на экземпляре книги Р. Будриной о монастыре (книга хранится в фондах Челябинского областного краеведческого музея), которая документально подтверждает факт ареста монахинь: «в 1921 году 21 марта ночью… монастырь в составе 240 человек был арестован и препровожден в военный лагерь, и в тюрьму во главе с игуменьей, мирских до 100 человек посажено, сидели долго до 6 месяцев». Так беспощадно был уничтожен монастырь в Челябинске.

Церковные же ценности были изъяты. Процедура эта проходила   4 апреля в присутствии игуменьи Анастасии и протоиерея А.М. Альбокринова. Изъяты были: «серебряная позолоченная риза с иконы Божией Матери «Скоропослушница» весом 12 ¼ фунта; серебряная позолоченная риза с иконы Св. Пантелеимона весом 11 ¾ фунта; серебряная риза с иконы Вознесения Господня весом 24 ¼ фунта; серебряная риза с эмалью с иконы Владимирской Божьей Матери весом 26 фунтов. Всего серебра – один пуд 34 ¼ фунта» [3, л. 1].

Однако, несмотря на репрессивные меры со стороны властей, монастырь продолжал существовать в виде религиозной общины. В январе 1922 года вышло постановление губисполкома о реализации декрета об отделении церкви от государства, в котором предлагалось верующим в количестве 20 человек подать письменное заявление о желании взять церковное имущество. После выхода этого закона в августе 1922 года монахини во главе с игуменьей Анастасией смогли зарегистрироваться как религиозная группа и получить в свое пользование Вознесенскую монастырскую церковь. Но борьба с истинной религией продолжалась, и поэтому власти передали уже через месяц, 26 сентября 1922 года, Вознесенский храм в пользование обновленцам – группе «Живая церковь». В постановлении губисполкома по этому вопросу говорилось: «В виду того, что монастырский храм уже сдан по договору группе верующих, состоящих исключительно из бывших монашек, и что заключение договора с такой группой произошло по недоразумению, обязать уполномоченного горуездного исполкома т. Подкорытова возбудить в судебных учреждениях ходатайство о расторжении означенного договора, после чего монастырский храм передать Епархиальному Комитету группы «Живая церковь» [3, л. 32].

Монахини, выселенные из монастырских помещений в 1924 году, расселились по частным квартирам.

13 октября 1926 года состоялось решение горсовета о закрытии Вознесенской церкви. В январе 1927 года вышло постановление о закрытии Одигитриевской церкви.

28 января 1927 года газета «Челябинский рабочий» сообщала: «Бывший монастырь совершенно преобразился. Квартал бывшего монастырского подворья, начиная с бывшего духовного училища на одной стороне квартала и кончая последней монастырской постройкой, сейчас перестраивается, ремонтируется и приспосабливается под советские учреждения. Здесь будут горисполком, горсовет и окружные отделы исполкома. Из всех этих зданий и помещений, которые займут советские учреждения, лучшим учреждением квартала по своей архитектуре будет зал заседаний – «Дом съездов» [7, с. 41 — 42].

В 1930-е годы все монастырские здания были разрушены окончательно для предполагаемого нового строительства». Так закончил свое существование Челябинский Одигитриевский женский монастырь.

«Церкви монастыря, монастырские строения и все, что было в ограде монастыря, было стерто с лица земли. В этой связи возникает вопрос о честных останках, похороненных в ограде монастыря: игуменьи-основательницы Агнии, игуменьи Лидии, а так же замечательного челябинского протоиерея о. Иоанна Днепровского. Мы не знаем, удалось ли верующим тогда упросить власти о разрешении перезахоронить честные останки, или их просто уничтожили, надругавшись над могилами» [5, с. 46].

Игумения Анастасия исполняла обязанности игуменьи монастыря до его закрытия в 1921 году. Подверглась аресту. Дальнейшая судьба игумении Анастасии неизвестна. По рассказам бывших монахинь монастыря сестер Поскребовых умерла в 1932 году [4, с. 129].

Список литературы

  1. ГАОО (Государственный архив Оренбургской области). Ф. 173. Оп. 6. Д. 11060. Послужные списки настоятельницы, монахинь, указных послушниц и послушниц Челябинского Одигитриевского женского монастыря за 1915 год.
  1. ГАОО. Ф. 174. Оп. 1. Д.244. «Отчет о поездке епископа Оренбургского и Уральского по Челябинскому, Оренбургскому, Кустанайскому, Уральскому и Троицкому уездам в 1906 г.». Л. 2 – 4.
  1. ОГАЧО. Ф. 220. Оп. 4. Д. 1. Материалы о закрытии Вознесенской церкви (женский монастырь). Г. Челябинск. 1922 – 1923 гг.
  1. Боже В. С. Анастасия // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск, 2008. Т. 1. С. 129
  1. Борисов, В.Г. Был такой человек // Челябинский рабочий. – 1990. – 17-18 марта.
  1. Будрина, Р. Челябинский Одигитриевский женский монастырь. / С комментариями ред. // Симеоновская горка. Духовно-краеведческий журнал. – 2000. – №2.
  1. Лицом к свету. Очерк истории Одигитриевского женского монастыря города Челябинска. / Сост. Т.О. Воронова. – Челябинск: ООО «НБС», 2005.
  1. Прыкина, Н.А. История женского Одигитриевского монастыря в документах ГАЧО // Исторические чтения. Вып. 3. – Челябинск: Центр ист.-культ. наследия г. Челябинска, 1997. С. 82 – 93.