Игумения Агния. Матушка-основательница монастыря.


Первой настоятельницей и игуменией Челябинского Одигитриевского женского монастыря была матушка Агния (Анна Максимовна Полежаева, 1815-14.09.1872).Игуменья Агния

Она происходила из казачьего сословия. Родина её – слобода Варламова, Троицкого уезда, Оренбургской губернии.

Когда Анне Полежаевой исполнилось 26 лет, она удалилась в пустынное, безлюдное место и там на острове, на озере Чебаркуль (близ села Чебаркуля Троицкого уезда) с тремя девицами, пожелавшими оставить мирскую жизнь, устроила себе три келии-землянки (они заметны и по сие время), и, проводя все время в молитвенном подвиге и трудах, они прожили здесь полтора года.
Живя на острове Чебаркульском одна в келии-землянке, Анна Полежаева во время ночных молитв слышала страшный шум около своей келий, иногда же звериный рев, что ее приводило в ужас. Кроме того, она страшно боялась грома и бурь, а потому жизнь в пустыне, вдали от храма, представляла для нее ряд страданий.

В одно время, в воскресный день, она поплыла на лодке к богослужению в село Чебаркуль, и во время плавания поднялась сильная буря; лодка ужасно колыхалась, и ей угрожала смерть. Мать Анна дала обещание оставить землянку и избрать другое место, на котором устроить обитель,— и буря вскоре стихла, и она благополучно переправилась.

Желанию ее устроить здесь обитель не суждено, однако, было осуществиться: место для сей святой цели оказалось неудобным, а потому она, оставив свою любимую пустынь, перешла в Еткульскую пустынь (ныне станция Челябинского уезда Оренбургской губернии) и поселилась здесь также в келье с неотъемлемым желанием устроить обитель. Но и здесь встретила много препятствий, а потому, оставив на время свое намерение, она отправилась в путешествие по святым местам.

Совершив путешествие в город Киев и горячо помолившись Свв. Преподобным Антонию и Феодосию Печерским, основателям монашеского жития в России, она отправилась к Соловецким чудотворцам.

Возвратясь из путешествия, она поступила в Уфимский женский монастырь с целью приучить себя к монашеской жизни и монастырским порядкам.

Вообще Уфимский Благовещенский монастырь, возникший лет на 25 раньше Челябинской обители, явился для последней как бы старшей сестрой, научающей опыту становления и устроения. Пребывая там, мать Анна не могла не видеться и, возможно, имела беседы с настоятельницей Уфимского монастыря игум. Филаретой, носительницей благодатной жизни, духовной дочерью Глинского старца Филарета, еще юной девушкой получавшей наставление от преп. Серафима Саровского.

Вскоре Анна Полежаева, по благословению духовного отца, отправилась в г. Челябинск с решительным намерением приступить там к устройству обители.

Матушка Анна

Анна Полежаева была инокиней по призванию. Не нужда и не случайные обстоятельства заставили ее оставить мирскую жизнь, но внутренняя потребность и добродетельное желание высшей и совершенной жизни.

Сначала она приобрела в Челябинске «старый небольшой деревянный домик за рекой, около Троицкой церкви. Поселившись здесь, мать Анна принимала к себе всех желающих разделить с ней монашескую жизнь» [3, с. 10]. Сюда же переехали к ней и сестры из первой, основанной ею в Чебаркуле обители. И затем мы видим тот отклик местных жителей города на близость святого человека – к ней потянулись люди, желающие спасения своей души. «В продолжение пяти лет поступило к ней 15 человек девиц разного возраста, в числе которых были две пятилетние девочки. Живя таким образом, без всяких средств и помощи со стороны, все они приучались к монашеской жизни; носили черное монашеское платье, читали по умершим псалтырь и занимались разными работами, словом, трудились неустанно; в то же время смиренно переносили разные нужды и лишения. Не были праздны и пятилетние девочки, и им по силам находился труд» [1, с. 5].

Так зарождался тот росток, из которого должна была произрасти многоплодная маслина Челябинского Одигитриевского монастыря, одной из немногих обителей на Южно-Уральской земле.

В 1848 году в Челябинске побывал епископ Иосиф Уфимский, который нашел в городе подвижниц благочестия. Он благословил их и разрешил им открыть общину в городе. Благословил он и Анну Полежаеву быть настоятельницей сестрам, пожелав ей устроить обитель во благо и просвещение всего края. «Он разрешил открыть обитель на указанном городом месте, которое, посетив, осмотрел и благословил» [2, с. 40]. (В современной городской застройке это место можно выделить так: от гостиницы «Южный Урал» на юге до ограды здания Областной администрации на севере).

5 октября 1849 года А. Полежаева обратилась с прошением в городскую думу об отводе земли под устройство женской общины: «С давнего времени возымела я намерение посвятить себя иноческой жизни. Находясь при Преображенской церкви Чебаркульской крепости, ревнуя сему благочестивому намерению, присоединились ко мне 29 сестер. Но как при церкви Чебаркульской крепости богослужение не всегда бывает, то обратилась я с просьбой к гражданам Челябы о дозволении устроить по неимению в здешнем крае женских монастырей при Челябинской кладбищенской церкви общину. Жители города Челябы на устройство таковой изъявили согласие. Посему всеподданнейше прошу, дабы повелено было сие мое прошение принять и под постройку при кладбищенской церкви для предложенной общины дома с кельями отвести по примеру прочих обывательских домов со взносом посаженных денег пять десятин из городской дачи земли. Анна Полежаева» [4, с. 82 – 83].

На отведенном месте сестры терпели нужду и голод, это видно из книги Раисы Будриной, которая пишет: «В то время инородцев в городе было более, чем православных, да и те мало понимали значение обители, а потому и желающих оказать помощь благому делу не находилось. Не имея строительных материалов и средств, подвижницы, по примеру Преподобных Антония и Феодосия Печерских, сами рыли ямы, устраивали себе келии» [1, с. 8].

Анне Полежаевой, как основательнице общины, суждено было Богом принять на себя особый труд, труд тяжелый, беспокойный, связанный с неприятностями и лишениями всякого рода, но увенчавшийся успехом. Вскоре она пишет в Челябинское духовное правление: «На отведенном месте из челябинского городского выгона выстроила я флигель о шести жилых комнатах с коридором и двумя кладовками, а также службы: амбары, погреба», а 23 февраля 1854 года императором Николаем I по докладу Святейшего Синода женская община в Челябинске уже была утверждена под названием Одигитриевская, Богородичная [4, с. 86].

«Городской благочинный протоиерей Алексий Агров провел торжественное богослужение по случаю официального открытия общины. С его благословения сестры ходили в кладбищенскую городскую церковь ко всем богослужениям, так как собственной церкви не имели. Как пишет Раиса Будрина, здесь они обучались у старого псаломщика Николая Ерофеевича Бирюкова пению и чтению в храме, а также церковному уставу. Правило же монастырское выполняли дома в своих кельях» [3, с. 12-13].

После официального открытия общины Оренбургской Духовной консисторией дано было указание проводить ежедневные богослужения в Казанско-Богородицкой кладбищенской церкви, расположенной не далеко от монастыря, вплоть до постройки собственного храма. Казанско-Богородицкая церковь находилась на улице Большой (в настоящее время – ул. Цвилинга, впоследствии на месте разрушенной Казанской церкви построили кинотеатр им. А.С. Пушкина).

11 марта 1854 года Анна Полежаева официально была назначена настоятельницей общины:

Святейший Правительствующий Синод указом от 11 марта дал знать его Преосвященству к исполнению, что Государь Император по всеподданнейшему докладу господина обер-прокурора Святейшего Синода в 23 день минувшего февраля высочайше утвердить соизволил определение Святейшего Синода о принятии существующей в гор. Челябе женской общины под названием Одигитриевской Богородичной, с тем чтобы оная оставалась при тех же способах какими она до сель устоялась и содержалась. По выслушиванию сего Оренбургская консистория приказали во исполнение сего указа, настоятельницей определить строительницу девицу Анну Полежаеву, как старшую из всех и более благонадежную и посему вменить ей в обязанности, чтобы она в управлении общиной руководствовалась правилами изложенными в Духовном Регламенте. Консистории присутствующий священник М. Архангельский [4, с. 86].

В основном сестры жили «собственным содержанием». Первые годы они занимались выделкой льна, ткачеством холстов; более способные обучались другому рукоделию: делали бумажные цветы для украшения икон, вышивали бисером. Кроме того, трудились и как наемные работницы. «Ходили на заработки в соседние казачьи поля: весною косить траву, летом жать хлеб и даже молотить – зимою. Таким образом, без всяких средств, только своими собственными трудами и начинала мало-помалу отстраиваться Челябинская Одигитриевская община, благодаря неутомимой деятельности и сильной энергии ее основательницы А. М. Полежаевой. Не редко случалось по целым дням оставаться без пищи. Недостаток очень часто случался даже в воде, так как община отстояла на большом расстоянии от реки и идти надо было городом, а потому матушка-основательница поспешила устроить колодец внутри обители, с часовнею над ним, в честь Живоносного Источника Божией Матери, куда и совершался крестный ход для освящения воды в положенные для того дни 6 января, 1-го августа и в преполовение» [1, с. 11].

По многим свидетельствам, вода в монастырском колодце обладала целебными свойствами. Источник был так почитаем среди народа, что к нему приходили даже иноверцы. Освященная вода из источника исцеляла от самых различных недугов. Сохранилось и архивное описание часовни в честь Живоносного Источника Божией Матери: «Часовня над колодцем деревянная, шестигранной формы. Крыта железом, окрашенным зеленой краской. Над часовней имеется одна небольшая глава, увенчанная крестом» [3, с. 14].

Игуменья Агния

Со временем возрастало количество сестер в общине и стало необходимо преобразовать общину в монастырь. «В общине сестры не имели права пострижения в монахини. Поэтому они обратились в Оренбургскую духовную консисторию с просьбой преобразовать общину в монастырь.

3 апреля 1862 года было, наконец, получено официальное разрешение и община приобрела статус монастыря» [3, с. 14].

Всего за 14 лет из небольшой бедной женской общины, насчитывавшей не более 15 человек и жившей в землянках, в Челябинске возник великолепный женский монастырь с двухэтажным каменным храмом и 80 насельницами!

После преобразования общины в монастырь, Анна Полежаева была назначена настоятельницей его, а 23 декабря того же года епископом Оренбургским Варлаамом Денисовым пострижена в монашество с именем Агнии, а через два года в 1864 году, 6 сентября она была утверждена игуменьей вновь образовавшегося монастыря. Тогда же были избраны монахини на должности казначеи и благочиной.

В то же время старанием матушки и заботами сестер, хотя медленно, но все же отстраивался при обители небольшой, но каменный храм, сначала одноэтажный, с пределом во имя Свв. Преподобных Антония и Феодосия Печерских (празднование 3 и 10 мая), а потом с помощью благотворителей устроили вверху главный престол во имя Одигитриеской Божией Матери (празднование 28 июня) и 1-го ноября 1860 года совершилось поднятие Креста на храме и колоколов, и с этого же времени разрешено иметь священника и диакона при храме, а в 1863 году храм этот окончен, освящен и открыт к богослужению. Сестер в это время было уже 80 человек, и все они распределены на разные послушания в общине, а затем в монастыре [1, с. 12].

Кроме того, строительные работы не прекращались на территории монастыря и после постройки двухэтажного храма. Построен был каменный двухэтажный корпус, с трапезной, кухней и кельями для сестер. Благодаря заботам матушки-основательницы (как называли игуменью Агнию сестры) был открыт небольшой свечной завод. Сестры научились изготавливать свечи и стали снабжать ими весь Челябинский уезд.

При настоятельнице Агнии было основано монастырское училище, на территории монастырской заимке была построена каменная часовня, затем обращенная в храм во имя Святителя Николая [5, с. 51].

Игуменья Агния всю жизнь свою проводила в молитве, посте и неусыпных трудах. Наконец, заботы и скорби сломили ее здоровье: она заболела так, что на выздоровление не было никакой надежды. Чувствуя приближение кончины, она сама избрала по себе настоятельницу, бывшую казначею монастыря, любимую и единодушно избранную также всем обществом — монахиню Лидию. После этого, желая успокоить больную матушку, монахини предложили ей избрать себе келию для уединения и совершенного спокойствия от всех забот, на что матушка изъявила свое согласие. Она по болезни не могла уже ходить, и сестры перенесли ее на руках в избранную келию.

С великою скорбью матушка переживала свои последние дни, но с полной надеждой на милосердие Божие и успокоение в загробной жизни, она с духовной радостью ждала дня своей кончины, и 14 сентября 1872 года, приобщившись Св. Христовых Тайн, она тихо предала дух свой в руки Божьи, имея 57 лет от роду, оставив обитель не только устроенную, но и с избранной ею настоятельницей, 15 постриженными ею монахинями и 150 сестрами-послушницами [1, с. 15-16].

Погребена игуменья Агния была в монастырской ограде Одигитриевского храма, напротив алтаря, посвященного Антонию и Феодосию Печерским чудотворцам, святым, которых она так любила и которым поклонялась.

Список литературы

  1. Будрина, Р. Челябинский Одигитриевский женский монастырь. – М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1904.
  2. Будрина, Р. Челябинский Одигитриевский женский монастырь. / С комментариями ред. // Симеоновская горка. Духовно-краеведческий журнал. – 2000. – №2.
  3. Лицом к свету. Очерк истории Одигитриевского женского монастыря города Челябинска. / Сост. Т.О. Воронова. – Челябинск: ООО «НБС», 2005.
  4. Прыкина, Н.А. История женского Одигитриевского монастыря в документах ГАЧО // Исторические чтения. Вып. 3. – Челябинск: Центр ист.-культ. наследия г. Челябинска, 1997. С. 82 – 93.
  5. Прыкина Н. А. Агния // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. Челябинск, 2008. Т. 1. С. 51