Строительство Одигитриевского собора

О проекте

По благословению Высокопреосвященнейшаго Георгия, митрополита Челябинского и Миасского, на территории Челябинского Одигитриевского женского монастыря начинается строительство главного монастырского собора, который будет посвящен Пресвятой Богородице в честь ее иконы «Одигитрия» и построен в одном из самых редких стилей – древнерусской архитектуры домонгольского периода.

На сегодняшний день в монастыре есть всего один храм, который изначально строился как часовня для сестер заимки монастыря. В нем не предполагалось размещение большого числа прихожан. Эта часовня была построена в 1864 году и освящена в честь святителя Николая и поэтому заимка носила название Никольской. Сейчас Ленинский район активно застраивается и в праздники монастырский храм не может вместить всех желающих. Поэтому, назрела потребность в просторном храме.

По монастырскому уставу в каждой обители должен быть построен храм в честь своего Небесного покровителя, будь то праздник, икона Божией Матери или святой. Наш монастырь назван в честь иконы Божией Матери именуемой «Одигитрия», поэтому новый собор будет посвящен Пресвятой Богородице в честь ее иконы «Одигитрия». До революции в нашей обители уже был построен Одигитриевский храм, который располагался в теперешнем центре города, на месте гостиницы «Южный Урал», но он был разрушен в 1920-х гг.

Место расположения Одигитриевского собора

Хоть территория сегодняшнего монастыря небольшая, но есть одно место, будет расположен главный монастырский собор. Это место между монастырским кладбищем и подъездной автомобильной дорогой к монастырю – здесь же предполагается и центральный вход в монастырь. Центральные монастырские ворота будут находиться по ул. Бобруйская напротив городского парка-сада, памятника истории и культуры «Монастырская заимка. «Плодушка».

Архитектурный стиль Одигитриевского собора

На наш взгляд в монастыре очень естественно будет смотреться древнерусская архитектура, так как в ней заложена традиция русской культуры, ее корни. Известно, что она отличается строгостью, аскетичностью, и при этом в ней есть величественность. А храмы в стиле барокко, с большим изобилием растительного декора или разноцветных форм больше подходят для приходов, нежели для монастыря.

Для проектирования нового собора нами был выбран замечательный архитектор Никитин Константин Валерьевич — Главный архитектор Архитектурно-художественных мастерских Московского Данилова монастыря. Как искусствовед и богослов он очень хорошо разбирается в древнерусской храмовой архитектуре. Мы работали с ним с большим удовольствием в полном единодушии и взаимопонимании. Он вложил в этот собор свою душу, все свои чаяния и все свои мечты о храмовой архитектуре, за что мы ему очень благодарны.

Нам он предложил нетиповое решение нового собора в стиле древнерусской архитектуры XII века, так называемого домонгольского периода. Этот период, будучи максимально отдаленным от нас по времени, очень интересен с точки зрения художественной выразительности и самобытности. Каменная храмовая архитектура того времени была наиболее разнообразной и развитой. Не все знают, что в одном только XII в. веке каменных храмовых зданий было построено больше, чем в XIV, XV, XVI веках вместе взятых. Отчасти это связано с феодальной раздробленностью: соперничая друг с другом, княжества стремились превзойти соседей в красоте, зодчие искали и находили новые и новые формы, уходя все дальше от византийских прототипов и русская архитектура стала принимать все более самобытные черты. При этом архитектура храмов сохраняла неразрывную связь с духом православного богослужения.

Истоками архитектурного образа Одигитриевского собора послужили такие известные крестово-купольные храмы:

  • Успенский собор Галича (середина XII века)

Успенский собор Галич

  • Успенский собор во Владимире (в перестройке 1180-ых гг.) — главный храм Суздальской земли.

Успенский собор во Владимире

  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове (второй половины XII века)

Спас в Чернигове

Но, к сожалению больших храмов домонгольского периода почти не сохранилось, они есть только в зарисовках, а в реальности сохранились только фундаменты.

В этом плане Челябинский Одигитриевский собор – это уникальный авторский проект храма древнерусского стиля XII века. Однако, художественный облик собора не является плодом слепого копирования образцов киевской архитектуры XII века. Его глубинный смысл в собирательном образе, синтезе лучших устремлений и найденных, в ту эпоху, художественных приёмах, позволивших создавать храмы как воплощение торжественной монументальности, каковыми были призваны стать главные храмы региональных княжеств Древней Руси.

Внешнее и внутреннее устройство Одигитриевского собора

Одигитриевский собор будет иметь 3 престола и еще один престол в подклете (цокольный этаж), где будет расположен крестильный храм с купелью. Владыка уже благословил один из престолов освятить в честь священномученика Зосимы Крылатского (Пепенина). Дело в том, что священномученик Зосима начал свой подвижнический путь в Челябинском Одигитриевском монастыре в 1907г. В течение двух лет он был трудником нашего монастыря. И мы очень рады, что именно наш монастырь вдохновил его на дальнейший путь в Церкви.

Одигитриевский собор представляет собой крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный, пятиглавый храм, c трёх сторон окружённый высокой галереей, которая лишь немного уступает по высоте основному объему. Высота собора 34м. до основания креста центрального купола. Габаритные размеры в плане 29 х 30м. в осях. Собор рассчитан на 600-800 прихожан. Крайние юго- и северо-западные углы здания венчают звонницы, выполненные в виде барабанов глав с широкими проемами вместо окон. Таким образом, завершение храма приобретает многоглавый (7 глав) силуэт, что еще раз подчеркивает ориентацию храма на грандиозные постройки Киева эпохи расцвета и политического могущества древнерусского государства.

В монастыре ежедневно совершается полный суточный круг богослужений. Поэтому проектируя новый собор мы делаем особый акцент именно на аскетике и молитвенном предстоянии пред Богом. Константин Валерьевич, как главный архитектор собора, видит прямую связь между архитектурой и молитвой «я убежден, что именно облик и интерьеры храмов XI–XVI веков наилучшим образом помогают нам настроиться на молитву, они лучше отражают вневременное Царствие Небесное, образом которого является храм, – а то, что вне времени, устареть не может».

Таким образом, проектируемый Одигитриевский собор, архитектурный образ которого несет в себе традиции нескольких древнерусских школ, художественная культура которых погибла на пике своего развития в огне пожарищ монгольского разгрома в XIII веке, призван стать живым памятником, связующим звеном нашей русской истории и культуры.
Возрождение традиций русской культуры очень важно для национального самосознания современного поколения и мы верим, что собор призван стать уникальный культурной общественной средой для жителей города Челябинска.

Начало строительства Одигитриевского собора

Когда точно начнется строительство сказать пока сложно, потому что впереди предстоит большой объем работ с документацией. На сегодняшний день главный архитектор Челябинска, Ющенко Николай Иванович, отметив достоинства храма, подписал эскизный проект Одигитриевского собора. Проведены геологические изыскания, в настоящее время ведется работа над новым градостроительным планом территории монастыря.
Впереди предстоит подготовить большой пакет проектной документации, т.к. собор масштабный и необходимо будет пройти его экспертизу. Также предстоит подготовить проект по сохранению памятника, т.к. территория нашего монастыря является памятником истории и культуры регионального значения. И конечно, особое значение будет иметь работа по пожарной безопасности объекта.

Одновременно мы ведем эскизирование входной группы монастыря и стен, которые играют большую роль в монастырском комплексе. С Божией помощью строительство Одигитриевского собора надеемся начать этим летом.

Конечно, такой большой храм можно построить только сообща, мы надеемся, что многие жители города захотят поучаствовать в строительстве главного монастырского храма. И такая возможность будет у каждого горожанина: мы готовим сертификаты участников в строительстве для пожертвования кирпичиков. Наш архитектор посчитал, что на строительство храма понадобится около 1 000 000 кирпичей, то есть их хватит для всех желающих приобщиться к Богоугодному делу.

Взирая на предстоящий объем работ, мы понимаем, что своими силами это сделать невозможно, поэтому возлагаем все упование на Бога и Его Пречистую Матерь и молитвенно взываем

«Пресвятая Богородица, помогай нам!»